№13(58) 2002

Материалы этого номера написаны Аленой Прошаковой


читайте книги Крапивина
ТЕМЫ НОМЕРА:
Пролог
Пьеса Евгения Шварца "Дракон"
Творчество писателя-фантаста В. Крапивина
Солженицын и Эткинд - борцы с драконом

Пролог

Читая мои статьи, вы, наверно, захотите где-то мне возразить, с чем-то поспорить – прошу! У вас есть возможность: Электронный адрес.
Не судите строго за отсутствие последовательности мыслей, но позволю себе заметить, что отсутствие логики – тоже своеобразная логика. Дело в том, что моя рука не всегда поспевала за мыслью (буду учиться).
А мысль моя развивалась следующим образом. Сначала, в связи со шварцевским “Драконом”, у меня возникла ассоциация Дракона со временем, в которое жил автор. Потом я стала размышлять о самом Шварце и других известных людях того времени. Тут же в русло этих мыслей влилась свежая струя: недавно мой друг рассказал о теории, согласно которой человечество развивается ступенчато... вниз.
Но не буду очень углубляться в примеры (боюсь еще больше запутать), а просто предоставлю читателю возможность самому разобраться в предоставленном материале.
Буду очень признательна за проявленное вами понимание.

О драконах

Бывает такое: однажды прочитав какую-нибудь книгу, хочешь ее перечитать, узнать побольше об ее истории, об авторе и незаметно мысли уходят совсем в сторону, начинаешь думать о том, что вроде с книгой и не связано. Так случилось со мной: я прочитала пьесу Евгения Шварца “Дракон” и очень заинтересовалась его историей. С дополнительным материалом по теме и его осмыслением мне очень помог один замечательный человек.
Те, кто читал, знают, что собой представляет так называемая “сказка” Шварца. Суть в том, что все “сказочные” события, деспоты-драконы – вовсе не вымысел, а горькое иносказание. Удивительно, как Шварца не сочли каким-нибудь “внутренним эмигрантом”, “антисоветчиком” или еще кем похуже, ведь вещь, написанная им, была просто взрывной в то время (49 год!). В сороковые, известные нам по безапелляционным судам, бездоказательным обвинениям…
Литература, которая меня так задела, приведена ниже. Советую ознакомиться с ней всем тем, кому небезразлична история страны. Вы не потеряете время!
Теперь немного о другом, как может показаться на первый взгляд, но впоследствии убедитесь, что о том же самом. Так вот, существует теория о том, что на протяжении человеческой истории происходит постоянная деградация Homo sapiens. Эта теория меня не совсем устраивает. В двух словах, грубо, эта теория выглядит так. Человек, имеющий богатый жизненный опыт, хочет поделиться своими знаниями. Но все он не сможет передать ученику, как бы они оба ни старались. По прошествии времени бывший ученик попробует научить премудростям другого человека, и тот получит еще меньше информации, чем его учитель от своего. Так, из поколения в поколение, следуя этой теории, происходит деградация человека.
Но я с этим не могу согласиться, так как возникает очень много вопросов. Например, говорил ли кто-нибудь о достижении новых высот учениками? Неужели они не захотят передать уже своим ученикам больше, чем получили когда-то сами? Неужели просто не найдется человека, непричастного к этой цепочке, который станет родоначальником новой? Ведь есть же таланты, они продолжают рождаться и радовать нас своим воплощением! Вспомнить наших знаменитых нобелевских лауреатов, которых тоталитарный режим лишил всех прав, - знаменитых на весь мир Бродского, Пастернака, Солженицына (на фото - слева)… Не только против них был настроен режим - как же Ахматова, Эткинд (на фото - справа) , Воронянская? Ведь это было, было!
Все эти примеры как раз говорят о том, что культура существует в противовес внешним условиям, что развитие и, как противоположность, деградация не зависят от способности (или неспособности) учителя передать всю информацию своему ученику. Зато интенсивность прогресса будет напрямую зависеть от условий в стране, именно поэтому сейчас России приходиться выкупать за границей талантливейшие труды наших, русских дарований. Именно поэтому она отводит глаза при упоминании так называемых гражданских казней гениальнейших людей. Но четко ясно одно: таланты продолжают рождаться, задача родителей – воспитать их, задача страны – дать свободную дорогу, задача мира – оценить.
Если все эти условия будут выполнены, то благодарные воспитанники станут разумными покровителями новых дарований. Мучительно сознавать, что задачи эти пока непосильны.
…Но долгие речи не всегда приносят плоды, поэтому, думаю, стоит остановиться. Знаю одно: человек, его сознание настолько многогранны, что изучение их может зайти очень далеко и что возможностей для деятельности великое множество.
Е. Эткинд: “Барселонская проза”, “Записки незаговорщика”; И. Бродский: стихи; А. Солженицын: “Архипелаг ГУЛаг”; Б. Пастернак: переводы.
P.S. За идею – огромное спасибо рыжему другу и человеческая благодарность лучшему учителю.

На пути к открытию Вселенной

Познакомившись с творчеством В. Крапивина, писателя-фантаста, я узнала очень много нового: открыла для себя геометрию Лобачевского и теорию о кристаллической Вселенной.
Но по порядку.
В отличие от начертательной Евклидовой геометрии, геометрия Лобачевского не руководствуется практическим применением. Так, по Лобачевскому, где-то за горизонтом параллельные линии сойдутся, а точка их пересечения станет границей плоскостей временного вселенского кристалла. Сложновато, но страшно интересно.
Сама модель Вселенной представляет собой многомерный, постоянно растущий кристалл с бесконечным числом синих граней. В каждом измерении – своя жизнь, но рубеж между этими измерениями все равно есть, такая граница открывается в зависимости от сложного лунного календаря максимум раз в год.
Согласно все той же теории о кристаллической Вселенной и гипотезе о рождении звезд (в двух словах это – столкновение “летящих” в космосе тел), созданная человеком мини-моделька Вселенной становится новой звездой, запущенная в космос силой воли одного маленького человека. (Все это кажется чересчур сложным, но стоит прочесть хоть одну книгу Крапивина, как все прояснится.)
Крапивин считает детей самыми одаренными людьми, которые открывают миру тайны новых граней пространства и пытаются спасти погрязший в рутине город от машинной системы управления, ведь современный мегаполис когда-то был точкой начала легенды, а скорее былины о Командорстве – негласной организации, приходящей на помощь отринутым обществом детям. Другое дело, что сами горожане настолько зарылись в привычной мелочности, что уже не понимают собственной беды…
Писать об этом можно бесконечно, т.к. тема неисчерпаема, поэтому я надеюсь, что оставлю в памяти читателя такую зацепку, чтобы когда-нибудь он задумался о природе Вселенной, заинтересовался и, может быть, встал бы на путь открытий…
А может быть, кто-то, читая эту статью, улыбается моей наивности и продолжает нести тяжелейший крест заботы об изгнанниках и поддержании полной конфиденциальности по отношению к Командорской Общине…


 

 

архив
Hosted by uCoz