№7(92) 2004

рис.В.Загорова из ж."Чиж и Еж"

Что с ними делать?
Этот номер навеян двумя статьями ("Истине в вине?" и "Преступление и наказание по-русски") из нашых постоянных рубрик «Происшествия» и "Школа жизни". Внизу вы можете ознакомиться с ними, а еще ниже прочитать материалы, связанные с темой «Какие меры воздействия следует применять против злостных и систематических нарушителей школьной дисциплины?» (Проблема нами понимается значительно шире, чем «школьники и спиртное») Тема, можно сказать, очень горячая, так что не обожгитесь случайно;-)
Личные мнения (8 человек)
результаты опроса
для справки: Из Положения о применении поощрений и наложении взысканий на учащихся средней общеобразовательной школы
Послесловие. К нарушителям - без пощады


рис.В.Загорова из ж. "Чиж и Еж"


Истина в вине?

14 апреля наш класс досиживал последние минуты урока алгебры в предвкушении перемены, когда учительница сообщила нам, что нас в классе стало на одного меньше – от нас ушел один мальчик.
Причины столь неожиданного ухода одноклассника можно объяснить. Дело в том, что наши парни ровно неделю назад вместо того, чтобы идти на УПК (учебно-производственный комбинат, место, где школьников учат овладевать разными профессиями), решили повеселиться и напились. Некоторые напились очень сильно. После этого они всей компанией пришли в школу и на уроке прямо перед учительницей обсуждали произошедшее событие. У них, правда, хватило ума и «трезвости», чтобы отвести домой одного своего товарища, который напился очень-очень сильно. А у этого товарища хватило ума (точнее, не хватило), чтобы в таком состоянии не усидеть дома и заявиться в школу! Он был пьян больше всех остальных и на уроке сидел в ужасном состоянии с отсутствующим взглядом. Конечно, все над ним потешались, но нам стало не смешно, когда его состояние заметила наша классная руководительница, и он несколько часов, пока за ним не приехала мама, просидел в школьном туалете…
Об этом событии в тот же день узнала вся школа, а на следующий день этот наш одноклассник не пришел в школу. И как-то я даже не замечала, ходил он в школу всю эту неделю, а тут, значит, эта новость о его уходе.
Я не знаю, куда он ушел и почему, наверное, стыдно стало, и к тому же за такие поступки в некоторых школах вообще отчисляют без разговоров.

Лямина Мария

Преступление и наказание по-русски

В нашей школе перед самыми весенними каникулами случилось кошмарное событие. Два моих одноклассника, А. и И., прогуляли два предпоследних урока и пошли в магазин (или ларек), где купили… алкоголь. Напившись, они пришли на последний урок, которым оказалась физкультура, и от проницательных преподавателей не ускользнуло их состояние. Подробности мне известны мало, потому что я была освобождена от физкультуры и ушла домой.
Зато я была свидетельницей развития событий на уроке права на следующий день. Опоздав на пол-урока, учительница сразу же заставила «пьяниц» встать и рассказать всем, какой они нарушили закон и что им за это полагается. И тут выяснилось, что эти два приятеля мало что знают относительно своих прав и обязанностей.
Учительница любезно объяснила им, что они – везунчики, потому что до сих пор не исключены из школы, и что со стороны директора было огромной милостью не раскручивать эту историю подробнее. Как она сказала, надо было бы разобраться не только с виновниками, но и выяснить, где им удалось купить спиртное (как хорошо известно, детям до 18 лет алкоголь продавать запрещено). Для меня все это было сюрпризом (я к тому моменту не знала, что произошло на физкультуре), и предвкушала новые разбирательства, на этот раз с классным руководителем.
Для этого пришлось пожертвовать уроком географии, вместо которого нам устроили классный час, а на последней парте в довершение всего сидела завуч. История, как нам поведали, уже облетела всю школу, все были в шоке: никто не ожидал такого от девятиклассников (однажды весь какой-то одиннадцатый класс напился и горланил песни в школьных коридорах, но им даже пальцем не погрозили!). А тем двоим виновникам происшествия было все равно. Они сидели и глупо ухмылялись на все обвинения, тщетно стараясь придать себе смущенный вид.
Классный час закончился «ничем»: «пьяницам» лишь сделали внушение. Легко отделались, что и говорить!
В Америке, например, как я потом узнала от своей живущей там подруги, их бы сразу исключили, и это, на мой взгляд, было бы только правильно.

Dasha

Личные мнения на тему

Мария Лямина: Начну с того, что первое пришло на ум. Я считаю, что самое главное, чего делать со школьниками нельзя, это их бить. Может показаться, что бить нельзя только младших школьников, что со взрослым парнем ничего не случится, если его как следует стукнуть. Но у любого ребенка могут быть свои проблемы дома, свои психологические проблемы, и от того, что его ударит учитель, лучше его психике не будет, и применение против него силы скорее всего нарушителя не остановит, потому что останется обида и злость на учителя.
Я считаю, что сначала надо поговорить с нерадивым учеником, не повышая голоса. Просто объяснить ему, что его поведение мешает людям, и если человек более или менее нормальный, то он хоть что-то, но поймет. В противном случае можно побеседовать с родителями хулигана. Но, как показывает опыт моего класса, такие меры не действуют. И вот вся школа в течение нескольких лет мечтает избавиться от нарушителя дисциплины, и, в конце концов, избавляется. А почему? А потому, что подавляющее большинство хулиганов плохо учится, и хулиганят-то они не потому, что такие злые, а потому, что им делать нечего в школе. За плохую учебу и исключают.
М.Т. (школа №***): У нас в школе почти все злостные нарушения дисциплины сопровождаются криком учителей: «Ах, наглец-то какой, я тебя сейчас на учет поставлю в детскую комнату милиции».
На днях меня внесли в список злостных нарушителей за то, что я попросила посмотреть мою контрольную работу после того, как список оценок уже огласили.
У нашей классной на наказания весьма консервативные взгляды – по-моему, ее девиз: «Телесные наказания forever!» Была бы она директором, она бы уже пол-школы в комнате пыток измучила. Еще она почему-то считает, что за надпись «Маша-дура!» лет на десять в тюрьму сажают. А если она увидит кого-то бегущим по коридору, то она начинает орать, что милицию сейчас вызовет.
Я на днях паспорт ходила получать, так пока шла по зданию, в котором находится милиция, очень боялась, что меня схватят и в тюрьму отвезут :))).
А одного моего одноклассника перевели на класс младше из-за плохого поведения. Я бы его лучше сразу в одиннадцатый класс – в мае бы с ним навсегда и распрощались.
Еще одна наша учительница обычно весь урок брызжет слюной и что-то невнятно орет, а под конец урока она понимает, что мы говорили ей то, что она диктовала на прошлом уроке, но дабы не показаться глупой, она начинает орать еще громче и невнятней.
Наша биологичка каждый урок говорит, что мы самые мерзкие дети на свете и обещает позвать нашу классную уже с армией тюремщиков.
Француженка – это вообще что-то: она начинает рассказывать нам, что в институтах благородных девиц за плохое поведения на какие-то злаковые на коленки ставили и всю ночь так стоять заставляли.
Ну, а географичка все время обещает вызвать родителей, и когда она краснеет и выпучивает глаза, то от этого весь класс начинает вести себя еще шумнее.
Я думаю, что для того, чтобы дисциплина в классе была хорошей, главное – не орать на учеников и не грозиться вызвать милицию, скорую, армию, родителей или пыточную комнату, то есть кабинет директора, – все равно не поможет.
А так, прогуливаясь по коридорам школы, я иногда думаю о том, что хорошо бы восстановить инквизицию и всех на костер:))))…
Кирилл Венедиктов: Обычно, когда школьник нарушает школьные уставы, ему делают выговор, вызывают к директору. Если это повторяется, то директор школы уже разговаривает с родителями. Если школьник и на этом не успокаивается, то его, скорее всего, выгоняют из школы.
Наверное, сегодня это самый эффективный способ. Действительно, если одного выгнать из школы, то другим неповадно будет нарушать дисциплину. Думаю, слова при повторяющихся нарушениях не помогут, т.к. «рецидивист» их забывает и продолжает свои злодеяния.
Как еще бороться против хулиганов, я не знаю. Может, не обращать вни-мания, тогда ученику самому надоест нарушать правила. Но с каждым годом появляются новые и новые хулиганы, на которых придется обращать внимание.
Поэтому самым эффек-тивным спо-собом я считаю исключение из школы.
Андрей Уткин: Нарушение дисциплины в школе, я считаю, обычное дело, только вот важно насколько оно злостное. Ведь если, например, ученик выкрикивает во время урока с целью отколоть веселую шутку, он тоже нарушает дисциплину урока, ведь в классе должна быть тишина. Но на такие легкие провинности все, как правило, закрывают глаза.
Конечно, важной задачей учителя, директора школы является поддержание дисциплины и пресечение жестоких ее нарушений. Я бы предложил слегка ужесточенную университетскую систему. Директора должны предложить ученикам такие правила обучения: сделать посещение базовых уроков не обязательным, т.е. те, кто хочет получать знания, могут и должны ходить на занятия все время, а все остальные обязательно должны приходить только на контрольные – например, 1 раз в месяц по каждому предмету. Тем самым большая часть учеников, посещающих занятия исключительно для общения, явно отсеется. Также по результатам контрольных каждый год будут отсеиваться «лишние» ученики, те, которые и не ходят и не сдают эти контрольные. Этими отсевами решится проблема дисциплины, и, наверное, такие меры заставят родителей и их детей задуматься об образовании. Если же ребенок ни в какую не хочет учиться, то ему прямая дорога в армию.
Что же касается обыкновенных наказаний, типа серьезных «разговоров по душам», вызова родителей – это все только слегка присмиряет «нарушителей», но эффективных результатов они не могут дать, хотя система накопления выговоров очень полезна для «случайных» нарушителей, т.е. тех, кто по случайному стечению обстоятельств попал к директору и т.п.
Система накопления выговоров подразумевает, что за каждое серьезное нарушение дисциплины провинившийся получает выговор, и, скажем, за 4 легких выговора или 2 серьезных этого ученика отчисляют из школы.
nikitoz: У нас в гимназии очень строгая дисциплина (все, например, должны ходить в пиджаках), но при этом у нас нельзя выгонять с уроков. Довольно часто учителя вызывают родителей в школу, но почему-то родители никогда ни приходят в школу. Иногда вызывают на педсовет за множественные прогулы. Мне кажется, что эти наказания бесполезны. Возможно, в воспитании детей большое значение должны играть родители или те люди, которые могут повлиять на детей, те, с мнением которых они считаются.
П.Г.: Вообще, на свете много всяких наказаний. Но многие из них не действуют на школьников.
Например, есть такие слабые наказания, как выгонять из класса, писать замечания, - такое почти на всех школьников не действует.
Когда дело доходит до того, что вызывают к завучу, директору или на педсовет, то, бывает, человек уже начинает немного задумываться над своим поведением.
А есть родители-пофигисты: им наплевать, как и где их ребенок учится. Когда их вызывают на педсовет, они не приходят, и ребенку, получается, все сходит с рук, и он продолжает себя вести по-прежнему. В итоге, остается на второй год или вылетает из школы.
Если ребенка бить – мне это кажется очень жестокой мерой, но эффект есть! Если ваш ребенок знает, что за каждую двойку или тройку он будет отлуплен, то начинает понимать, что лучше сделать уроки, чем получить лишний синяк, и поэтому ваш ребенок старается учиться лучше.
Но, думаю, никто из родителей не будет лупить девятиклассника или ученика старше классом. Для этого надо предпринимать другие способы наказания, но я пока не знаю какие.
Dasha: У нас в школе сначала, пока учительницу не совсем еще довели, в дневниках пишут замечания и ставят «двойки». Потом, когда нарушения повторяются, «двойки» появляются в журнале. Если и это не действует (а такие вещи не на всех могут повлиять; двоечники, например, к этому привычны), то классный руководитель начинает названивать родителям провинившегося. Но чаще всего либо родители, либо телефон оказываются занятыми, а хулиган продолжает всех доводить. Тогда его отправляют побеседовать с преподавателем права или завучем, но если человек оказывается невменяемым, приходится писать на него докладную. И уж если даже это оказывается бесполезным, учителям во главе с директором не остается ничего другого, как избавиться от него, исключив из школы. После этого все облегченно вздыхают и рассказывают ученикам, что с ними может произойти то же самое, если они будут плохо себя вести.
А школьная жизнь течет спокойно и размеренно… до появления следующего нарушителя правил.
Правонарушительница А.Л. (школа номер ***): Суд инквизиции восстановить надо, я как раз прошлым летом на Мальте в музее инквизиции была, нарушителей на кол или четвертовать… :) Хотя нет, меня, как врага народа, тогда бы вообще казнили.
Наша одна из учительниц выбирает более простой способ наказания. За рисунок тетушки в тетради по истории, которую она имела несчастье открыть как раз на этой самой странице, и почему-то она в этой картинке узнала себя любимую (вообще-то, она была права), так теперь эта наша учительница (физичка, к слову) со мной не разговаривает (наивно считая, что от этого я потеряю очень много). Наверно ей просто не понравился ракурс, но ведь себя она узнала, так что рисунок был хороший. Шучу.
Затем еще одна наша учительница (англичанка, к слову), наша классная руководительница, все время (даже за листок вместо тетради) начинает кричать, что мы тупые, по нам плачет милиция (я недавно мимо проходила, все там просто сидят и рыдают) и что она нас поставит на учет. Вообще-то – смешно.
Наша француженка каждый урок спрашивает то, что в учебнике не написано, при этом брызжет слюной и вопит, что быть нашему классу дворниками, что у нас тупые лица, чтобы мы сами читали параграфы, а она с нами заниматься не будет.
Наша математичка каждый урок садится на стул в странной позе, при этом вопя, что мы никогда не выберемся в люди, если мы так будем сидеть, как мы сидим. Поэтому-то она и не замужем, наверно.
Так у нас борются с правонарушителями на уроках.
В школе у нас висит глупый список прав и обязанностей учеников, с которым мы посчитали своим долгом ознакомиться. Лучше бы мы не читали, к примеру, один из пунктов – не надевать в школу обувь с длинными носами, не носить джинсы, при этом ни слова о мини-юбках, ну и так далее. Кстати, наша химичка орет, что мы ее не слушаем, и выглядит это ужасно: она начинает кричать, когда наш класс стоит уже чуть ли не на ушах и не танцует на партах, при этом она краснеет, размахивает тетрадью, каждому второму дает обещание, что позвонит его матери (или ее), вытягивает шею вперед и трясется.
Все это происходит в нашей школе при том, что двух идиотов никак не могут выгнать из школы, хотя из-за них уже несколько человек в больнице оказались, и еще одного за то, что он раза три звонил по поводу заминирования школы, да и вообще примерным поведением он не отличается. Это все доказывает, что в нашей школе учителя и администрация – глупцы, и их методы воздействия неправильные (это мягко говоря), и наказать могут ни за что, когда практически ненаказанными остаются действия тех, кто еще более злостно нарушает дисциплину.

Опрос: Какие меры воздействия нужно применять к школьникам, которые систематически и злостно нарушают школьную дисциплину?
Разные мнения (сказать классному руководителю, побить провинившегося, ничего не делать и т.д.) – 7 человек
Исключить из школы – 6 человек
Вызвать родителей – 2
Всего было опрошено 15 человек в возрасте от 14 до 67 лет.
Опрашивала Dasha

Для справки: Из Положения о применении поощрений и наложении взысканий на учащихся
средней общеобразовательной школы

<...> 2. Взыскания.

2.1. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся. Применение методов физического и/или психического насилия по отношению к учащимся не допускается. Запрещается применение таких мер воздействия, как: удаление с урока (без извещения об этом заместителя директора), постановка в угол, оставление без обеда и тому подобные, а также выставление ученику неудовлетворительной оценки по предмету за недисциплинированность на уроке.

2.2. За нарушение Устава школы, Правил поведения, Обязанностей, ученик привлекается к дисциплинарной ответственности. Взыскания налагаются с соблюдением следующих принципов:
· к ответственности привлекается только виновный ученик (нет вины – нет ответственности);
· ответственность носит личный характер (коллективная ответственность класса, группы учащихся за действие члена ученического коллектива не допускается).
· строгость взыскания должна соответствовать тяжести совершенного проступка, обстоятельствам его совершения, предшествующему поведению и возрасту ученика.
· взыскание налагается в письменной форме (устные методы педагогического воздействия дисциплинарными взысканиями не считаются);
· за одно нарушение налагается только одно основное взыскание;
· применение мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных настоящим Положением запрещается;
· до наложения дисциплинарного взыскания ученику должна быть предоставлена возможность объяснить и оправдать свой проступок в форме, соответствующей его возрасту (предоставлено право на защиту).

2.3. К учащимся применяются следующие меры взыскания: а) замечание;
б) выговор; в) строгий выговор; г) возложение обязанности возместить вред;
д) возложение обязанности принести публичное извинение; е) условное исключение из школы; ж) отстранение от занятий сроком до одной недели;
з) исключение из школы.
Меры взыскания, предусмотренные в пунктах а - в и е - з настоящей статьи, являются основными и не могут применяться в дополнение к другим взысканиям. Возложение обязанности возместить вред может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания. Возложение обязанности принести публичное извинение применяется в качестве дополнительного взыскания.

2.4. Правом наложения взысканий обладают:
а) директор школы: в отношении любого учащегося школы; за любое нарушение Правил поведения учащихся; вправе применить любое соразмерное проступку взыскания, кроме исключения из школы. Наложение взыскания оформляется приказом по школе.
б) заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе: в отношении любого учащегося школы: за проступок, нарушающий нормальное течение учебно-воспитательного процесса; вправе применить любое соразмерное проступку взыскание, кроме перечисленных в пунктах в, г, е, з статьи 2.3. настоящего Положения. Наложение взыскания оформляется распоряжением по учебной части школы или (на основании докладной записки на имя директора школы) приказом по школе.
в) классный руководитель (классный воспитатель): в отношении любого учащегося вверенного ему класса за проступок, нарушающий нормальное течение учебно-воспитательного процесса во вверенном классе вправе применять любое соразмерное проступку взыскание, кроме перечисленных в пунктах в, г, е, з статьи 2.3. ... Наложение взыскания оформляется записями в дневнике учащегося и дневнике классного руководителя (воспитателя).
г) учитель (воспитатель): в отношении учащегося класса, в котором проводит занятия за проступок, нарушающий нормальное течение урока вправе объявить замечание.
Замечание оформляется записями в дневнике учащегося и дневнике воспитателя.

2.5. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее двух недель со дня его обнаружения, не считая времени болезни учащегося и каникул. Взыскание не может быть применено позднее четырёх месяцев со дня совершения проступка, не считая времени производства по уголовному делу.

2.6. При наложении взысканий, предусмотренных пунктами в, е, з статьи 2.3. ..., объяснения от учащегося требуются в присутствии родителей (лиц, их заменяющих), неявка которых (без уважительных причин) по вызову в школу не препятствует наложению взыскания. Отказ учащегося от дачи объяснений, совершённого им проступка, не препятствует наложению взыскания. О каждом взыскании родители учащегося (лица, их заменяющие) немедленно ставятся в известность педагогом, наложившем взыскание или по его поручению другим лицом.

2.7. Взыскание в виде условного исключения из школы и отстранения от занятий сроком до одной недели налагаются директором школы с учётом мнения педагогического совета школы...

2.8. По решению Совета школы за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава школы, Правил поведения, Обязанностей исключаются из школы учащиеся, достигшие пятнадцатилетнего возраста. Материалы на учащихся, имеющих возраст менее 15 лет, направляются для рассмотрения и принятия решения комиссией по правонарушениям несовершеннолетних при городской администрации.
Решение Совета школы об исключении принимается в присутствии учащегося и его родителей (лиц, их заменяющих). Отсутствие на заседании Совета школы без уважительной причины учащегося, его родителей (лиц, их заменяющих) не лишает возможности принятия решения об исключении.
Под неоднократным нарушением понимается совершение учащимся, имеющим два или более дисциплинарных взыскания, наложенных директором школы, нового, как правило, грубого нарушения дисциплины.
Грубым нарушением дисциплины признаётся нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжёлые последствия в виде:
· причинения ущерба жизни и здоровью (соматическому и психическому) учащихся, сотрудников, посетителей школы;
· причинения ущерба школьному имуществу, имуществу учащихся, сотрудников, посетителей школы;
· дезорганизация работы школы как образовательного учреждения.
К грубым нарушениям дисциплины также относятся:
· неуспеваемость по трём и более предметам;
· пропуски занятий без уважительной причины более 1/3 количества всех учебных занятий в учебном периоде (четверти, полугодия).
Об исключении учащегося директор в трёхдневный срок информирует управление образования администрации города.

2.9. Взыскание, наложенное учителем (воспитателем), классным руководителем (классным воспитателем), заместителями директора может быть обжаловано учащимся, его родителями (лицами, их заменяющими) в совет школы или директору в недельный срок со дня наложения взыскания. Взыскание, наложенное директором, может быть обжаловано учащимся, его родителями (лицами, их заменяющими) в совет школы в недельный срок со дня наложения взыскания, а также в судебном порядке. Исключение из школы может быть обжаловано в судебном порядке.

2.10. Взыскание действует в течение года со дня его применения. Если в течение этого срока учащийся не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся взысканию.
Директор школы вправе снять взыскание до истечения срока по собственной инициативе, по просьбе учащегося, его родителей (лиц, их заменяющих), по ходатайству педагогического совета школы или лица, наложившего взыскание.
Действие настоящей статьи не распространяется на взыскание в виде исключения из школы.

послесловие
К нарушителям – без пощады!

За последнее время в нашей школе произошли некоторые изменения. Теперь, почти каждый раз, когда я прихожу в школу, мне сразу же становится не по себе. А все из-за листочков, которые висят на решетке гардероба прямо перед входом. Там написаны разные ужасающие учеников вещи, как например: «Приказываю исключить из гимназии ученика …класса, Петрова Ивана, за грубое нарушение устава №…, …апреля 2004 года. Подпись». И такие приказы от директора стали появляться все чаще, хотя иногда исключение заменяют строгим выговором, что ненамного милостивее. Кажется, с нарушениями дисциплины в нашей школе начали бороться, причем внезапно и под девизом: «Никакой пощады!»
Что ж, возможно, это правильно, ведь одного парня, которого терпели много лет, недавно отправили в тюрьму, теперь наших классных «пьяниц» выгоняют в конце года… Интересно, что будет дальше?

Dasha


на главную страницу
Архив
Hosted by uCoz